Пресс-центр

Актуальные новости и события

Вернуться назад
07 июня 2018 г.

Минстрой России взял курс на развитие института строительной экспертизы

По официальной информации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с 1 июля 2018 года начинается ведение нового информационного ресурса строительной отрасли. Это будет единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. Оператором новой уникальной цифровой базы данных Минстрой РФ определил Федеральное автономное учреждение "Главное управление государственной экспертизы" (ФАУ "Главэкспертиза России").

Структура создана путем изменения организационно-правовой формы в соответствии с федеральным законом от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 года № 539 "Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений" и на основании приказа № 795 Минрегионразвития РФ от 28 декабря 2010 года.

Председателем Наблюдательного совета Главгосэкспертизы России является Глава Минстроя России Владимир Якушев, его кандидатура была единогласно утверждена 5 июня текущего года на заседании совета ведомства. По словам федерального министра, в будущем основные направления развития института обязательно будут сохранены, "…однако перед нами также стоит задача оптимизации и совершенствования института. Все институты должны работать максимально эффективно, не создавая барьеров для развития бизнеса, - такое поручение кабинету министров дал глава государства. И в этих условиях институт строительной экспертизы играет еще более значимую роль", - отметил Владимир Якушев.

Данные преобразования направлены на решение ключевых задач развития института строительной экспертизы, консолидацию игроков на рынке строительных услуг при поддержке правительства страны. В том числе поставлена задача внедрения института обоснования инвестиций и ведение Единого государственного реестра экспертных заключений, наполнение ФГИС ЦС, переход к ресурсному методу ценообразования в строительстве и развитие нормативно-правовой базы. Важным направлением работы становится развитие территориальных структур и разграничение функционала строительной и экологической экспертиз.

Актуальным становится отход от контрольных функций в работе экспертов. "Экспертиза, - по мнению начальника Главгосэкспертизы России Игоря Манылова, - должна осуществлять делегированные государством полномочия, защищая при рассмотрении каждого конкретного проекта публичные интересы и создавая тем самым необходимые защитные механизмы для общества. Эксперты должны "…не просто сообщать, что можно или нельзя, но и объяснять, как сделать эффективнее".

Таким образом, уже с 1 июля текущего года вступают в силу Правила ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минстроя РФ от 22 февраля 2018 года № 115/пр (далее – Порядок ведения реестра);

- положения части 7.1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ о том, что выдача заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий до включения сведений о таком заключении в реестр не допускается.

Эти вопросы регулируются Градостроительным кодексом РФ - в соответствии со статьей 50 включению в реестр подлежат:

- сведения о заключениях экспертизы о представленных для её проведения проектной документации и результатах инженерных изысканий, о проектной документации повторного использования. В том числе об экономически эффективной проектной документации повторного использования;

- заключения экспертизы и предоставленная для её проведения документация.

Положения части 7 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 3 июля 2016 г № 368-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" не содержат переходных положений, регламентирующих порядок применения закона к ранее возникшим правоотношениям между организациями, осуществляющими проведение экспертизы и застройщиками, которые урегулированы в соответствии с договорами на проведение экспертизы.

Поэтому, в связи с отсутствием в законе прямого указания на правоотношения, возникшие из ранее заключенных договоров, новые требования, связанные с ведением реестра, на них не распространяются. Таким образом, заключения экспертизы подлежат включению в реестр только в тех случаях, когда договор на проведение экспертизы в отношении такой документации заключен после 30 июня 2018 года.

Минстрой РФ особо обращает внимание экспертных организаций на строжайшее соблюдение качества, достоверности, полноты и актуальности включаемых в реестр сведений и недопущение нарушения сроков проведения экспертизы, а также выдачи заключений экспертизы организациям, уполномоченным на её проведение.

Если же в ходе проведения экспертизы в проектную документацию и результаты инженерных изысканий вносились изменения, то в проект раздела реестра подлежит включению только актуальная редакция проектной документации и результатов инженерных изысканий, в отношении которых выдано заключение экспертизы.

В связи с отсутствием в Порядке ведения реестра требований по заполнению сведений о заключениях, подготовленных в отношении проектной документации объектов капитального строительства, сведения подлежат заполнению по тем же правилам, которые установлены для объектов, расположенных на территории двух или более субъектов Российской Федерации.

При обнаружении в проектах разделов реестра опечаток и иных ошибок технического характера, следует обеспечить включение в реестр исправленных сведений с последующим уведомлением экспертной организации необходимости устранения выявленных ошибок.

До 1 июля текущего года Минстроем России планируется утверждение новой редакции требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, предусматривающей установление особенностей подготовки заключения экспертизы после перехода к ведению реестра.


Поделиться