Можно ли провести негосударственную экспертизу для объекта, расположенного в нескольких регионах РФ, но не требующего получение разрешения на строительство

При рассмотрении проектной документации, переданной Заказчиком на негосударственную
экспертизу, установлено, что проектируемый объект расположен на территории двух смежных субъектов
РФ в границах участков недр, предоставленных в пользование заказчика на основании действующих лицензий.

В соответствии с пп. 6) п. 3_4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), объекты, строительство которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ, подлежат государственной экспертизе.

С другой стороны, согласно частями 3 и 3_1 статьи 49 ГрК РФ, экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство.

Согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от № 1816 от 12.11.2020 г., для линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов, не требуется получение разрешения на строительство (Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, определен в Постановлении Правительства РФ от № 1816 от 12.11.2020 г.).

При этом, согласно пп. 2 п. 3.3. ГрК РФ проектная документация объектов капитального
строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной
документации, указанных в части 3 ст. 49 ГрК РФ по собственной инициативе застройщика или технического заказчика может быть направлена на государственную или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящей части, что дополнительно указано в Задании на проектирование линейного объекта.

В данной ситуации просим разъяснить, вправе заказчик, руководствуясь пп. 2 п. 3.3. ГрК РФ, по собственной инициативе направить проектную документацию и результаты инженерных изысканий на негосударственную экспертизу.

Ответ:

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение от 25 августа 2022 г. № 2000 (вх. в Минстрое России от 5 сентября 2022 г. № 124767/МС) о разъяснении градостроительного законодательства и сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Согласно части 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи, при которых проведение экспертизы проектной документации не требуется.

Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, а также при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство определен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 1816. Так, получение разрешения на строительство не требуется для линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов.

Вместе с тем согласно части 3.3 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, проектная документация, указанная в части 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации:

1)    подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения;

2)    по собственной инициативе застройщика или технического заказчика могут быть направлены на государственную или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящей части.

Согласно пункту 2 части 3.4 статьи 49 ГрК РФ проектная документация и результаты инженерных изысканий объектов, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта которых в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, за исключением случаев строительства, реконструкции, капительного ремонта линейных объектов и сооружений на них для выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения подлежит государственной экспертизе.

В соответствии с пунктом 6 части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) государственной экспертизе подлежит проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, включая осуществляемую на территории одного субъекта Российской Федерации реконструкцию объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Дополнительно сообщается, что согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, и не наделен полномочиями давать оценку работам, указанным в обращении.

Таким образом, разъяснения Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют руководствоваться нормами градостроительного законодательства в понимании, отличающимся от трактовки, изложенной в письмах.

 

Заместитель директора Департамента

Градостроительной деятельности и архитектуры                          Е.Б. Бобрышев